Охрана атмосферного воздуха
Охрана атмосферного воздуха
Охрана атмосферного воздуха— система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.
Согласно Федеральному закону«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»атмосферный воздух в городах и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и безвредности для человека атмосферного воздуха в городах и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздух в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о состоянии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, по обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»(1999) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и доступную информацию о ее состоянии.
Законодательство РФв области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции РФ и состоит из федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» (1999) и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ.
Законодательство субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:
♦ приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
♦ обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
♦ недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей и природной среды;
♦ обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
♦ гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении;
♦ научная обоснованность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;
♦ обязательность соблюдения законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов РФ.
К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся:
♦ формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории РФ;
♦ установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;
♦ формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха;
♦ установление и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
♦ установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
♦ установление порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждение технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастра), в отношении которых они разрабатываются;
♦ установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов;
♦ установление порядка определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха, а также порядка возмещения вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;
♦ установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
♦ установление порядка использования сбросов, полученных за выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
♦ установление порядка организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
♦ установление порядка финансирования систем государственного состояния атмосферного воздуха и обеспечение его финансирования;
♦ установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
♦ координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха;
♦ определение величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение в соответствии с федеральными программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами РФ в данной области;
♦ осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством в области охраны атмосферного воздуха.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся:
♦ проведение политики РФ в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории;
♦ принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха;
♦ участие в разработке предложений об установлении величины уменьшения вредных (загрязняющих) выбросов веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами РФ в данной области;
♦ разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
♦ участие в пределах своей компетенции в организации государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
♦ участие в организации государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечении его проведения;
♦ проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
♦ осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
♦ информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
♦ иные, не отнесенные к ведению РФ, полномочия в области охраны атмосферного воздуха.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством РФ.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в установленном порядке осуществляет деятельность в области охраны атмосферного воздуха совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Нормирование качества атмосферного воздуха.Согласно Закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999) в целях определения критериев безопасности и безвредности химических, физических и биологических факторов для людей, растений и животных, особо охраняемых природных территорий и объектов, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха устанавливают или пересматривают в порядке, определенном правительством РФ.
Разработанные гигиенистами предельно допустимые концентрации (ПДК) после их утверждения становятся общегосударственным нормативом, имеющим силу закона, определяют направление социально-экономических, технологических, санитарно-технических, планировочных и других мер по защите воздушного бассейна.
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также временно согласованные выбросы (ВСВ), методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством РФ.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет организацию регистрационных испытаний вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую природную среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным Правительством РФ.
Существуют также разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ.
Решением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются ПДВ и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
За выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут взиматься взносы в соответствии с законодательством РФ.
При отсутствии разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, определенном Правительством РФ.
Согласно Закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормативы ПДВ выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.