Администрация Нестеркинского сельского поселения Ростовской области

Охрана атмосферного воздуха

37

Охрана атмосферного воздуха

Охрана атмосферного воздуха— система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юри­дическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

Согласно Федеральному закону«О санитарно-эпидемиологи­ческом благополучии населения»атмосферный воздух в городах и сельских поселениях, на территориях промышленных организа­ций не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и безвредности для человека атмосферно­го воздуха в городах и сельских поселениях, на территориях промыш­ленных организаций, воздух в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концент­рации (уровни) химических, биологических веществ и микроорга­низмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, био­логических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпи­демиологического заключения о состоянии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индиви­дуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвра­щению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в город­ских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, по обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека сани­тарным правилам.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»(1999) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на бла­гоприятную окружающую среду и доступную информацию о ее состоянии.

Законодательство РФв области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции РФ и состоит из федерального за­кона «Об охране атмосферного воздуха» (1999) и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных норма­тивных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ.

Законодательство субъектов РФ в области охраны атмосферно­го воздуха вправе предусматривать введение дополнительных эко­логических требований охраны атмосферного воздуха.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

♦ приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

♦ обеспечение благоприятных экологических условий для жиз­ни, труда и отдыха человека;

♦ недопущение необратимых последствий загрязнения атмос­ферного воздуха для окружающей и природной среды;

♦ обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

♦ гласность, полнота и достоверность информации о состоя­нии атмосферного воздуха и его загрязнении;

♦ научная обоснованность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;

♦ обязательность соблюдения законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за наруше­ние данного законодательства.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполни­тельной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов РФ.

К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся:

♦ формирование и проведение единой государственной поли­тики в области охраны атмосферного воздуха на территории РФ;

♦ установление порядка разработки и утверждения гигиени­ческих и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

♦ формирование единой нормативно-методической базы в об­ласти охраны атмосферного воздуха;

♦ установление и обеспечение реализации федеральных целе­вых программ охраны атмосферного воздуха;

♦ установление порядка государственного учета выбросов вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

♦ установление порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждение технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастра), в отношении которых они разрабатываются;

♦ установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов;

♦ установление порядка определения и взимания платы за за­грязнение атмосферного воздуха, а также порядка возмеще­ния вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;

♦ установление порядка выдачи разрешений на выбросы вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

♦ установление порядка использования сбросов, полученных за выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

♦ установление порядка организации и проведения государ­ственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

♦ установление порядка финансирования систем государствен­ного состояния атмосферного воздуха и обеспечение его фи­нансирования;

♦ установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

♦ координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха;

♦ определение величины уменьшения выбросов вредных (за­грязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в ко­торые будет осуществлено такое уменьшение в соответствии с федеральными программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами РФ в данной области;

♦ осуществление иных полномочий в области охраны атмос­ферного воздуха в соответствии с законодательством в обла­сти охраны атмосферного воздуха.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся:

♦ проведение политики РФ в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории;

♦ принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в обла­сти охраны атмосферного воздуха;

♦ участие в разработке предложений об установлении величи­ны уменьшения вредных (загрязняющих) выбросов веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществ­лено такое уменьшение в соответствии с федеральными це­левыми программами охраны атмосферного воздуха и меж­дународными обязательствами РФ в данной области;

♦ разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

♦ участие в пределах своей компетенции в организации госу­дарственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

♦ участие в организации государственного мониторинга атмо­сферного воздуха и обеспечении его проведения;

♦ проведение мероприятий по защите населения при чрезвы­чайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здо­ровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

♦ осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области ох­раны атмосферного воздуха;

♦ информирование населения о состоянии атмосферного возду­ха, его загрязнении и выполнении программ улучшения каче­ства атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;

♦ иные, не отнесенные к ведению РФ, полномочия в области охраны атмосферного воздуха.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельны­ми государственными полномочиями в области охраны атмосфер­ного воздуха в порядке, установленном законодательством РФ.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнитель­ной власти в области охраны атмосферного воздуха в установлен­ном порядке осуществляет деятельность в области охраны атмос­ферного воздуха совместно с другими федеральными органами ис­полнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Нормирование качества атмосферного воздуха.Согласно Зако­ну «Об охране атмосферного воздуха» (1999) в целях определения критериев безопасности и безвредности химических, физических и биологических факторов для людей, растений и животных, осо­бо охраняемых природных территорий и объектов, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигие­нические и экологические нормативы качества атмосферного воз­духа.

Гигиенические и экологические нормативы качества атмосфер­ного воздуха устанавливают или пересматривают в порядке, опре­деленном правительством РФ.

Разработанные гигиенистами предельно допустимые концент­рации (ПДК) после их утверждения становятся общегосударствен­ным нормативом, имеющим силу закона, определяют направле­ние социально-экономических, технологических, санитарно-технических, планировочных и других мер по защите воздушного бассейна.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный воздух, а также временно согласованные выбросы (ВСВ), методы их определения и виды источни­ков, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утвер­ждаются в порядке, определенном Правительством РФ.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнитель­ной власти в области охраны атмосферного воздуха совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуще­ствляет организацию регистрационных испытаний вредных (загряз­няющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые ока­зывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и ок­ружающую природную среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным Правительством РФ.

Существуют также разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный воздух.Выброс вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный воздух стационарным источником допускается на ос­новании разрешения, выданного территориальным органом спе­циально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, опреде­ленном Правительством РФ.

Решением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный воздух устанавливаются ПДВ и другие условия, кото­рые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

За выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух могут взиматься взносы в соответ­ствии с законодательством РФ.

При отсутствии разрешений на выброс вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, опре­деленном Правительством РФ.

Согласно Закону «О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения» нормативы ПДВ выбросов химических, биоло­гических веществ и микроорганизмов в воздухе, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидеми­ологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)